Болезнь Шумилова
-(болезнь от малых доз радиации)-
предрак
 
| Главная | Новости | Предисловие | Авторская концепция | Научно-медицинское описание | 
| Заключение | Документы | Литература | Ссылки | Получить стр. для печати |
 
 

 
Проект 
 
 
"УТВЕРЖДАЮ" 
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
А.Г.ЛУКАШЕНКО 
 
 
"____"  _____________   1995г. 
 
 
 
 
П Р О Г Р А М М А
 
З Д Р А В О С О З И Д А Н И Я 
 
 
 
Комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию
источников неинфекционных заболеваний и формирование 
здоровья населения Республики Беларусь
 
 
 
 
 
на период 1996-2000 г.г.
(Стратегия, основанная на научном открытии) 
 
 
 
 
 
 
Минск, 1995
 

1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Остановить неудержимый  рост  сердечно-сосудистых и других неинфекционных,  телесных, (соматических) заболеваний, снизить их, укре-пить здоровье населения Республики Беларусь живущего в условиях эко-логического бедствия и осуществить спасение его от грядущей гибели. 
  2. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Внедрить в жизнь: 1- концепцию здравосоэидания, включающую комп-лекс индивидуальных,  общественных,  государственных и международных мероприятий, направленных на ликвидацию источников ряда соматических чеинфекционных  заболеваний,  формирование  здоровья,  долголетия  и творческой деятельности каждого человека,  населения страны и  всего человечества; 2-  здравосозидательный образ жизни;  3- вспомогатель-но-тренировочный режим:  тренировочный  для  микронасосов  скелетных мышц и вспомогательный для сердца; 4- телесную сферу жизни общества, как основу программы,  в дополнение к общеизвестным четырем - эконо-мической, политической, социальной и духовной сферам. 
  3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Катастрофическое. Смертность превысила рождаемость. Растет боль-ное молодое поколение, а это источник всех последующих больных поко-лений,  ведущий к потере генетического фонда, что представляет собой необратимый процесс.  Наступило вымирание народа,  что  показано  на схеме  1.  И если ничто не изменится,  то по многим научным данным к 2300 году все население Республики Беларусь  погибнет.  Несмотря  на это, необратимая опасность до сих пор серьезно не воспринимается. 
Причин возникновения такой ситуации много, одна из них состоит в том, что задачи снижения заболеваний и укрепление здоровья населения возлагались только на две  отрасли  народного хозяйства:  медицину, физкультуру и спорт. 
Но они. при всем желании, не могут решить возлагаемые на них за-дачи потому,  что растущий конвейер до 90% больных и лишь 10% здоро-вых поставляют стране многие учреждения министерств и ведомств,  ро-дители  и  человек,  не знающие как быть здоровым.  При этом все они стоят в стороне от борьбы за здоровье и,  порождая больных не  несут за это никакой ответственности, что приведено на прилагаемой схеме 2. 
Однако государство  может и должно перевести общество из крити-ческого в качественно новое состояние здорового общества,  если  на помощь здравоохранению и физкультуре привлечет программу здравосоэи-дания с практической реализацией в жизнь всех содержащихся в ней ме-роприятий. 
  4. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КУРСА ЗДРАВОСОЗИДАНИЯ На основе полученных в Академии наук Беларуси  новых  фундамен-тальных научных и прикладных данных,  являющихся открытием, програм-мой эдравосозидания спасение населения от  неизбежной  гибели будет осуществляться не лечением уже больных людей - это компетенция здра-воохранения,  а ликвидацией  выявленных  источников  заболеваний с уменьшением  количества больных  и увеличением здоровых людей,  что приведено на прилагаемой схеме 2,  с внедрением нового здравосозида-тельного образа жизни.  Программой будет осуществляться курс на вос-питание здорового,  гармонично развитого молодого поколения, которое явится залогом здоровья всех последующих поколений. 
Выявление и ликвидация источников наиболее массовых, главным об- 
 
разом, сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний стало возможным благодаря открытию ранее неизвестных сторон  жизнедеятель-ности организма человека.  Было обнаружено,  что существующее до сих пор мнение,  якобы одного сердца достаточно для обеспечения  кровос-набжением всего организма - это величайшее заблуждение кардиологичес-кой науки и всего  человечества.  Экспериментальными  исследованиями доказано,  что одного сердца, как насоса, недостаточно для обеспече-ния кровоснабжения организма человека.  Установлено, что у человека, центральному сердцу помогают более 1000 периферических насосов,  ка-ковыми являются скелетные мышцы человека. Кроме крови, они обеспечи-вают также движение лимфы. 
Таким образом,  на основе открытия и изучения  под  руководством академика трех международных академий, члена-корреспондента Академии Наук Беларуси Н.И.Аринчина мощной вспомогательной системы кровооб-ращения, заключенной в мышцах, стало возможным обнаружить главнейший источник заболеваний сердечно-сосудистой системы - недоразвитие  при неправильном воспитании у человека с детства многочисленных кровяных и лимфатических мышечных сердец.  Л если они становятся плохими  по-мощниками. то сердце ускоренно изнашивается и заболевает. Отсюда бе-рет начало грозный рост болезней сердца и сосудов, а вместе с ними и других  заболеваний  человека,  но теперь стало известным как с ними бороться. 
  5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КУРСА ЗДРАВОСОЗИДАНИЯ Реализация концепций,  новых методов и  средств  эдравосозидания предусматривается в двух направлениях: 
а) Овладения  каждым  человеком  аутогомокибернетикой  (Autos  -лат.- caм, Kubernetike -греч.- управление) - произвольным управлением своей жизнедеятельностью,  здоровьем,  долголетием и творческой дея-тельностью; 
б) использования гетерогомокибернетики (Geteros -лат.- другой) с целью  управления созиданием здоровья,  долголетия и творческой дея-тельности всего населения со стороны родителей,  воспитателей, педа-гогов,  руководителей учреждений, предприятий, министерств, ведомств и Правительства. 
Органами практической реализации здравосозидания являются: 
Со стороны государства - создание  межведомственного  консульта-тивного Центра Здравосозидания. 
Со стороны научного, фундаментального обеспечения - Академия на-ук Беларуси и создаваемый в ней Институт зравосоэидаиия. 
Со стороны общественности -  создание  Общества или  Ассоциации здравосозидания Беларуси, а также соответствующих клубов здравосоэи-дательной ориентации по возрастам, профессиям и интересам. 
 
6. ЗДРАВОСОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА И ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ.
По данным  ВОЗ  здоровье зависит от здравоохранения на 8.5%,  от генетики - 20%, от внешней среды - 20%, а от образа жизни - 50%. 
На основании  этого  в  программе  здравосозидания закладываются перспективы достижения здоровья каждого человека и  всего  населения Беларуси благодаря созданию и реализации эдравосоэидательного образа жизни. 
Существующий общеизвестный  термин "Здоровый образ жизни" - лич-ный.  Он включает: не курить, не пить, не употреблять наркотики, за-ниматься физкультурой,  соблюдать режим питания,работы, отдыха, быть вежливым и т.д. 

 

Однако он не снижает заболеваемость, не укрепляет здоровье чело-века и населения не спасает его от гибели  потому,  что  этот  обрая жизни  недостаточен.  Си  не ликвидирует источников заболеваний ч не 
ориентирует человека на управление своим здоровьем. 
Здравосозидание - это комплекс индивидуальных, государственных и международных мероприятии,  направленных на  формирование  здоровья, долголетия и творческой деятельности каждого человека, населения лю-бой страны и всего человечества. 
Термин "Здравосоэидательный образ жизни" - всеобщий, всеобъемлю-щий; и личный и государственный. Каждому человеку он предусматривает правило вырабатывать ежедневный стереотип своего эдравосоэидательно-го поведения,  содержащегося в аутогомокибернетике и других  методи-ческих рекомендациях ( после пробуждения необходмо сделать упражне-нии аутогомокибернетики затем облиться холодной водой по П.К. Ивано-ву и не бегать утром ибо это не физиологично и даже опасно ). 
В государственном аспекте предусматриваются законодательные  ме-роприятия по распространению здравосозидательного образа жизни среди всего населения страны. Это приведет к повышению надежности и устой-чивости  к  заболеваниям всего населения несмотря на неблагоприятные экологические условия в которых оно находится. 
В Республике  Беларусь нет учреждений и организаций,  ориентиро-ванных на созидание здоровья людей.  Здоровому человеку некуда обра-титься  с  желанием  проверить состояние своего здоровья.  Это будет возможным осуществить в созданных кабинетах эдравосоэидания и  гомо-кибернетики, где каждый человек получит о себе сведения: 
- насколько он здоров? 
- каков его биологический возраст по сравнению с паспортным  и как его сделать более молодым? 
- какую помощь получает его сердце от внесердечных  насосов  и как ее улучшить? 
- какой у него  тип саморегуляции кровообращения? 
- какая  ранняя предпатология угрожает ему в ближайшее время и как ее предупредить? 
- какой патогенетической формой гипертонической болезни он стра-дает и как бороться о ней немедикаментозными способами? 
- как овладеть  здравосозидательным образом жизни? 
- каждый  человек получит личную карту обследования о рекоменда-циями,  методические руководства по здравосозиданию и  гомоки-бернетике. 
Если здравосозидательный образ жизни примет  все  население,  то лишь одно это мероприятие не только приостановит, но и гарантирован-но снизит процент больных и увеличит процент здоровых людей  в  Рес-публике Беларусь. 

 
 

7. ЗДРАВОСОЗИДАТЕЛЫНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В КАЖДОЙ СЕМЬЕ 
 
Еще в 1980г. было обнаружено, что родители 40% и более своих де-тей приводят в первый класс школы больными.  Главнейший источник за-болеваний  --  недоразвитие  микронасосов скелетных мышц - помощников сердца, без которых оно перенапрягается, преждевременно изнашивается и  заболевает.  Плохо закаливаются дети к холоду.  Нельзя мириться с тем, что семья является источником заболеваний детей, всего молодого поколения из-за отсутствия определенных знаний и навыков их воспита-ния. 
В настоящее  время на первом месте - кормление п зачастую непра-вильное. 
При закаливании детей к холоду купанием в реке, озере и воздушны-ми ваннами,  ч т.д. трудно избежать переохлаждения у детей с появле-нием простудных заболеваний, которые еще Солее опасны осложнениями. 
Целесообразно детям ч какому человеку ежедневно,  после пробуж-дения,  сделать комплект упражнений гомокибернетики,  затем облиться холодной водой по П.К.Иванову, оно кратковременное и никогда не при-водит  к переохлаждению,  но закаливает организм к холоду,  повышает его устойчивость к простудным заболеваниям. 
   8. СОЗИДАНИЕ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ЯСЛЯХ И ДЕТСКИХ САДАХ Школа получает от родителей молодое поколение 6-летнего возраста в 40%  уже больным, но по вине не только родителей, но и детские са-дов и яслей,  ибо воспитатели не используют новейшие достижения нау-ки.  Отсутствуют методические пособия для проведения занятий с мало-летками, учитывающее необходимость совершенствования главных функций организма в период их становления и развития, в том числе помощников сердца.  Программы  воспитания в яслях и садах,  бурная подготовка к школе устарели и требуют пересмотра. 
Необходимо совершенствование  здравосозидательного режима воспи-тания детей в садах и яслях. 

 
 

9. РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Единая "казарменная"  школа от Бреста до Курилл не оправдала се-бя. Министерство образования РБ уже приступило к реформе с созданием колледжей,  гимназии, лицеев, частных учебных заведений с раэнообра-зием программ, адаптированных к потребностям новой жизни. Программой эдравосозидания предусматривается внести ряд предложении по дальней-шей реформе образования и здравосоэидания, ибо источники заболеваний зарождаются не только в семьях,  детских садах и яслях, но и в учеб-ных заведениях Министерства образования и науки Республики Беларусь. 
В процессе обучения к 40% больных детей, проступающих в школу от родителей и дошкольных учреждений, а школе с 1 по 10 класс к ним до-бавляются еще 40%  больных учащихся,  и среднюю школу оканчивают 80% выпускников больными,  школа является наиглавнейшим источником  осо-бенно сердечно-сосудистих  заболеваний и пограничных-нервнопсихичес-ких расстройств. 
Это объясняется тем, что Министерство образования и науки, от-ветственное только эа образование школьников,  оставалось в  стороне от борьбы эа их здоровье. Не осуществляло контроля за родителям, ко-торые приводят детей в 1-й класс школы 40%  уже бальными  вследствие неправильного их воспитания. Дети занимаются в школах (а это для них тяжелая работа) в субботу, тогда как их родители отдыхают. Наш девиз "Все лучшее детям" не выполняется с отрицательными последствиями для их здоровья. 
При шестидневной  учебной  неделе  в  некоторых школах в субботу учащимся даются домашние задания на понедельник, что лишает их права отдыхать в воскресенье, ведет к переутомлению, заболеваниям. 
Министерство уже отменило оценку знаний в первом  классе  школы, которая нередко является случайной, не прогнозирующей будущий статус личности учащегося,  а является травмирующей его, класс и родителей, но не распространяет это на другие классы. 
С 1 по 4 классы школ проводятся уроки физкультуры по  программе развития у них спортивных качеств силы, скорости и выносливости ске-летных мышц, к чему организм детей б-10-летнего возраста не готов. Эти уроки не допустимы, губят здоровье детей и подлежат замене. 
В классах с 4 по 11 уроки фиэкультуры проводятся на низком уров-не,  не интересно,  их мало и они не приносят пользы и здоровья учащимся. 
Министерством образования и школами,  не отвечающими эа здоровье детей,  весь бюджет времени отдан преподаванию предметов, а здоровью -  физической культуре всего лишь дна часа н неделю,  которых крайне недостаточно.  Но большое количество ежедневных часов по  предметам, особенно одному и тому же угнетает учащихся,  ведет к переутомлению, нервным и психическим заболеваниям с потереЙ интереса к школе.  Поэ-тому весь педагогический процесс нуждается в совершенствовании. 
Правительство Москвы в марте l995 года приняло  программу  "Сто личное  образование"  и для Республики Беларусь давно назрел переход от существующего,  готовящего исполнителя к  новому  педагогическому процессу,  формирующему творцов,  преобразователей,  созидателей. Но это длительный процесс, а в настоящее время возможны к осуществлению реально выполнимые мероприятия, направленные на преобразование школы из источника заболеваний в храм здоровья и знаний. 

 

 

Вышеприведенные в программе мероприятия являются выполнимыми, но они не решают проблемы воспитания здорового гармонично развитого мо-лодого поколения,  потому что. источники его заболевании в настоящее время лишь усугубляются критическими экологическими условиями,  а по существу имеют свои истоки с начала нашего века. 
Заболевания сердечно-сосудистой системы к 1939  году  составляли 11%, к 1947 - 26%, к 1975 - 47%, к 1980 - 52%, к 1982 - 56%. Ежегод-ный прирост заболеваний увеличился с 1939 к 1975  году  на 0.8%,  с 1975 по 1980 годы - на 1%, а с 1980 по 1983 годы - на 1.3%.  За 44 года заболеваемость увеличилась в среднем - на 1.1%  ежегодно.  Если ничто не изменится,  то к 2007 году заболеваемость сердечно-сосудис-той системы достигнет 100%. 
Одной иэ причин такой динамики заболеваемости является гипокине-зия - малоподвижный образ жизни человека,  которая, начиная с рожде-ния безраздельно господствует в семье,  яслях,  садах,  школах.  Это связано со все большим охватом молодежи учебным  процессом:  с  1920 года - ликбезами, с 1943 года - 7-ми летним обучением, с 1951 года -всеобщим средним образованием, что заставило молодежь сесть за парты с пребыванием на них первой половины  дня  и за столом дома во вторую половину дня для выполнения домашних зада-ний,  подвергая себя губительной гипокнезии в течение всего дня. В этих  условиях происходит нарушение физиологических процессов разви-тия сердечно-сосудистой и мышечной систем.  Масса сердца в  норме  к 17-18 летнему возрасту должна увеличится в 13 раз, а масса скелетных 
 мышц, представляющих собой помощников сердца в  20  раз,  но  это  у большого количества детей не обеспечивается. 
Предусмотренные вышеприведенные  конкретные и реально выполнимые мероприятия являются программой минимум,  а  спасение  подрастающего поколения от гипокинезии, губительно воздействующей на учащихся, пе-реутомления  и  других сопутствующих заболеваний является программой максимум,  которая в качестве наиважнейшей государственной  подлежит разработке многими научными и практическими учреждениями и организа-циями страны, с достаточным финансированием со стороны правительства Республики Беларусь. 
 

10. РЕФОРМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Выдающиеся мировые и Олимпийские рекорды, завоевываемые спорт-сменами Республики Беларусь известны далеко за ее пределами, что яв-ляется заслугой спорткомитета РБ,  его руководителей и замечательных тренеров. Эти достижения будут еще выше при дальнейшем совершенство-вании профессионального мастерства спортсменов и подготовки резервов для спорта. Однако эти резервы в настоящее время уменьшаются в связи с ростом заболеваний, особенно молодежи. 
Обеспечить воспитание здорового поколения здравоохранение и физ-культура не могут потому,  что здравоохранение перегружено больными, а физкультура оказалась не "кузницей" здоровья,  а предспортом,  на-чальным вариантом его,  ибо и предмет, и методы исследований она за-имствовала у спорта.  Спорт "молодеет", создаются не только молодеж-ные,  но и детские спортивные заведения, детско-юношеские спортивные школы и т.д., а физкультурных школ нет. 
Об этом свидетельствуют,  например, программы уроков физкультуры для 1-4-х классов школы,  которые созданы на основе тренировки спор-тивных качеств силы,  скорости и выносливости скелетных мышц, к чему организм детей не готов и такие уроки не приносят пользы, о чем при-ведено в пункте 9.6. данной программы. 
Но несмотря на массовость физической культуры,  сдачи норм ГТО, вручение  значков  этого  движения и государственное финансирование, она за длительный период своего существования не обеспечила решение проблем здорового человека. Заболеваемость растет. 
Не случайно даже термин "физическая культура" отсутствует в  За-коне  "Основы законодательства о культуре Белорусской ССР" (1990г.). О ней ни слова не сказано и в дискуссии "О культуре" о участием мно-гих ученых (Литературная газета, N 8, 1989г.). 
Созидание здоровья человека с рождения чрезвычайно важная, слож-ная  ч  труднейшая  задача и в этом аспекте в физкультуре неясностей больше,  чем в любой другой области научного знания, в силу чего она ч не заняла своего места ни в культуре, ни в физике. 
Термин "культура" в данном случае физическая,  призванная укреп-лять  здоровье,  нельзя  считать удачным ибо в мире сформировалось 7 основных культур: западная, индуистская, славяно-православная, лати-ноамериканская, конфуцианская, японская и африканская и спрашивается к какой иэ этих культур относится физическая? 
Культура всегда была  ареной классовых битв сражающихся партий. Она имеет социальный характер и всегда носила этнические, националь-ные и др. черты. 
Тартаковский М.С. в 1990г. писал: "Внешне представители не толь-ко рас,  но и наций различаются достаточно легко,  но хирург,  делая полостную операцию,  не мог бы различить,  кто перед ним  -  китаец, готтентот или ирландец,  если пациент, как это бывает, прикрыт прос-тыней". 
Телесная сфера едина для всех рас и национальностей,  независимо 
 от семи главнейших культур и не они лежат в основе борьбы за здо-ровье. Поэтому, на полном основании бывший институт физической куль-туры и сперта переименован в Академию физического воспитания и спор-та. Термин "культуры" - отпал. 
Не подходит и термин "физическая". 
Физика -  важнейшая наука о природе,  изучающая механику,  свет, теплоту,  движение жидкостей и газов, электричество, молекулы, атомы и т.д. 
Какая из этих физических проблем имеется в виду в термине "физи-ческая" культура? 
Вероятнее всего механика в виде биомеханики,  но и здесь нет от-вета для объяснения фактов:  если человек удерживает груз,  то он не работает т.к. по закону механики, нет поднятия груза - нет и работы, на для него это весьма тяжелая работа. 
Биомеханика, физкультура рекомендуют бег, но не дают объяснении, почему один бежит от инфаркта, а другой - к инфаркту и т.д. 
За многие десятилетия физкультура вовлекла в  свою  деятельность огромную армию работников,  приверженцев ее, но она не достигла сни-жения заболеваемости и укрепления здоровья,  особенно  подрастающего поколения. 
Если под физкультурой понимается укрепление здоровья,  то  ничто не будет рациональнее, как именовать ее здравосозиданием, ибо именно оно раскрывает возможность  снизить  заболеваемость,  укрепить  эдо-ровье.  особенно  молодежи и ежегодно готовить растущие кадровые ре-зервы для спорта. 

 
 

11.РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Здравоохранение могущественно. Благодаря открытию микробиологией и вирусологией источников инфекционных заболеваний: микробов и виру-сов,  ч как с ними бороться,  здравоохранение спасло человечество от чумы,  холеры и других инфекционных заболеваний Эти успехи несомнен-ны, ибо сейчас появляющиеся очаги холеры быстро ликвидируются, и ес-ли заболевший ею через 2 дня умирает,  то за эти же 3 дня его можно вылечить,  но здравоохранение остановилось перед заболеваниями неин- 
 фекционными,  пришедшими на смену инфекционным. главным образом сер-дечно-сосудистой системы,  неудержимый рост которых перегрузил здра-воохранение. 
Н борьбе с ними,  вслед за микробиологией и вирусологией, прихо-дит на помощь здравоохранению физиология, раскрывающая источники не-инфекционных  заболеваний,  которые берут свое начало в неправильном образе жизни,  за который несут ответственность все, начиная от мно-гих  министерств и ведомств вплоть до семей и каждого человека в от-дельности. 
В настоящее  время  основным  направлением  деятельности системы здравоохранения в стране является лечение  заболевания,  но  не  его профилактика. 
Первая реформа здравоохранения осуществлена в структурно-органи-зационном  плане во Франции в 1822 г.  которой все разрозненные виды медицинской помещу населению были объединены и  подчинены  государс-твенному управленческому аппарату. Эту французскую реформу быстро, в течении 5-8 лет повторили  в  Англии,  Германии,  Австрии,  Венгрии, Швейцарии и других странах. 
К настоящему времени а странах мира сформировалось  три  системы здравоохранения: 
- государственная (бюджетная) в Англии, Италии, Дании, Ирландии, в т.ч. ч п Республике Беларусь; 
- платная; 
- страховая. 
Мнение о том,  что реформирование здравоохранения  в  Республике Беларусь  действительно назрело содержится во многих публикациях га-зеты "Медицинский вестник" ("По какому путч идем?",  "Не остаться на распутье" и др.).  Предпринимавшиеся попытки сделать советское здра-воохранение профилактическим,  привлечь его на путь  диспансеризации не увенчались успехом.  В реальных экономических условиях существую-шая бюджетная система здравоохранения н Республике Беларусь, требую-щая большого финансирования, должна быть заменена другой. 
Программен здравосозидания предусматривается в Республике  Бела-русь  создание  многопрофильной системы здравоохранения,  включающей бюджетную, страховую н платную медицину. Многопрофильное здравоохра-нение  будет  финансироваться из разных источников и должно быть ук-реплено а), созданием Академии медицинских наук Беларуси, б), допол-нением Закона "О здравоохранении" Законом "О эдравосоэидании"   в). программой "Здравосозидания", г). Центром "Здравосозидания", д). ка-бинетами здравосозидания,  гомокибернетики и т.д. Это дает основание надеяться,  что данная реформа станет второй,  вслед за первой фран-цузской реформой,  осуществленной ч 1822г. и будет отличаться от нее существенной научной и структурно-организационной  новизной.  Минис-терство  здравоохранении является единственным учреждением,  ответс-твенным за здоровье населения в Республике  Беларусь.  Его деятель-ность  предначертана одним,  весьма важным ведомственным Законом "О здравоохранении",  но этого недостаточно. В Республике Беларусь соз-дано много Академий наук, но до сих пор нет Академии медицинских на-ук Беларуси, а она должна быть в первую очередь. 
Здравоохранение стоит перед необходимостью преодоления кризиса в кардиологии,  которая остановилась перед неподвластными ей заболева-ниями  сердечно-сосудистой  системы.  Кардиология и все человечество пребывает я недопустимо'.' заблуждении, что одного сердца достаточно и предметом исследований кардиологии стало только одно сердце. 
Здравоохранением взят курс в основном на фармакотерапию, требую-щую большого финансирования на приобретение лекарств с потерей валю-ты за рубежом,  поддержкой там фармзаводов вместо строительства их в РБ с расширением вакансий рабочих мест. 
 В медицине и здравоохранении РБ оставались не выясненными источ-ники заболеваний сердечно-сосудистой системы,  а представления о них как "болезнях цивилизации", болезнях "научно-технического прогресса" и т д. имеют относительное значение не способствующее их ликвидации. 
Дебатирующийся вопрос о необходимости введения  семейного  врача до сих пор не находит своего разрешения. 

 
 

12. КУРС  ЗДРАВОСОЗИДАНИЯ В MИHИCTЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И АНАЛОГИЧНЫХ ЕМУ МИНИСТЕРСТВАХ И ВЕДОМСТВАХ Ранее многие  сведения о Министерстве Обороны и других были зак-рытыми,  а теперь на страницах печати появляются сообщения ("А и "Ф", 32*95)  о  катастрофическом состоянии пополнения армии призывниками, ибо за 5 лет показатель годности молодежи к службе упал на 18%. Каж-дый  четвертый юноша освобождается от призыва по состоянию здоровья, а из числа призванных около 50%.  имеют недостаточную физическую под-готовку, 25% - интелектуальное развитие, 30-40% - профессиональные качества и до конца службы не способны освоить  служебные  армейские специальности. Часть юношей прибывают как "скелеты" с явным недораз-витием организма,  например, при росте 182 см. весе 61 кг. дефиците 19 кг. 
Приведенные выше данные принадлежат МО Российской федерации,  но они присущи и МО Республики Беларусь. 
 Распорядок дня призывников, да и многих военнослужащих начинает-ся после подъема с утреннего бега.  Утренний бег не полезен,  а даже опасен и он подлежит отмене. Демобилизованные лица не получают навы-ков здравосоэидательного образа жизни. 
Родители и сами призывники надеятся, что в армии они поправятся, закалятся, но попадают в новые для них и трудные для самой армии ус-ловия,  не связанные с поенными действиями,  а обусловленные  непра-вильной физической подготовкой, которую легко заменить. 
Все это касается и Министерства внутренних дел, милиции, Комите-та государственной безопасности и других,  аналогичных министерств и ведомств. 
 

 

13. РОЛЬ МИНИСТЕРСТКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗДРАВОСОЗИДАНИЯ Под защитой министерства находятся инвалиды всех возрастов, пен-сионеры,  одинокие и престарелые лица.  В домах-интернатах для детей инвалидов,  которые требуют к себе особого отношения,  нет  программ адаптированных к ним по здравосозидательному образу жизни н воспита-нию здорового поколения. В домах-интернатах общего типа для одиноких 
пожилых лиц используются н оснокном традиционные программы реабили-тации. В рамках программы по здрзвосоэиданню Министерство социальной защиты могло бы содействовать внедрению наряду с медицинской и соци-альной реабилитацией здразосозндзтельного образа жизни в домах-ин-тернатах для детей, а также инвалидов и пожилых людей. 

 

14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВОСОЗИДАНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ И ПЕЧАТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Это Министерство курс на эдравосозидание может реализовать в двух направлениях: в ликвидации источников сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний н внедрении здравосозидательного образа лизни с достижением укреплении здоровья контингента з своей отрасли и, что особенно важно, осуществить широкую пропаганду курса эдравосоэидания среди широких слоев населения через печать. 
К большому сожалению, новейшие достижения науки остались в сто-роне от органов печати, о них не знают широкие слои населения и не используют их в жизнь. 

 
 

 15. УЧАСТИЕ ПРОФСОЮЗОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗДРАВОСОЗИДАНИЯ
С принятием программы здразосозиданил, как государственной, по отношению к профсоюзам повышается их ответственность за ликвидацию источников заболеваний на производствах и в оздоровительных, профи-лактических и санаторно-курортных учреждениях. 
Предприятия нуждаются в мероприятиях по улучшению условий труда, снижению травматизма и в борьбе с источниками ряда неинфекционных заболевании. 
В санаториях, домах отдыха, профилакториях с дневными, суточными и пролонгированными стационарами продолжают существовать устаревшие распорядки и режимы дня. 
Профсоюзы еще не поставили в основу своей деятельности добиться снижения заболеваний и укрепления здоровья населения. 

 
 

16, РАЗВИТИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НАРОДНЫХ, НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ЗДРАВОСОЗИДАНИЯ Перегрузка здравоохранения и его лечебных учреждении, дороговиз-на фармакологических препаратов и т.д. побуждает безнадежных больных обращаться к знахарям,  экстрасенсам, прорицателям и т.д. и даже по-лучать от них облегчение. 
В связи с этим в РБ созданы санпросветкабинеты,  Дома  и  Центры здоровья  и т.д.,  но они не достигают снижения заболеваемости и ук-репления здоровья населения потому,  что не тлеют эффективных  прог-рамм. 
Существующие в РБ Дома и Центры здоровья устарели ч не могут ре-шать поставленных перед ними задач.  Большую работу проводят создан-ные энтузиастами общественные клубы самаоздоровления,  которые нахо-дятся в трудных условиях и нуждаются в помощи. 

 

17. РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗДРАВОСОЗИДАНИЯ Успехи здравосозидания не мыслимы без активного участия всех ор-ганов местного управления.  Исполнительные органы местных городских, районных,  поселковых  и сельских советов,  директора,  руководители предприятии,  учебных заведений не несут ответственности на ликвида-ции возникающих у них источников заболеваний. 

 

18. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗИДАНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В программы  и  планы  научных  учреждений  РБ не входила задача здравосозидания, а ее реализация в жизнь немыслима без научной  раз-работки и методического обеспечения. 
Б Республике Беларусь много научных учреждений различного профи-ля,  солидная армия ученых,  способных на большие свершения,  но они находятся в стороне от проблемы здравосозидания. 

 
 

19. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЗДРАВОСОЗИДАНИИ Роль достижений науки и знаний в жизни общества не требуют дока-зательств, поэтому необходима их популяризации, распространение сре-ди широких слоев населении. 
Знания о эдравосозидании основываются на фундаментальных концеп-циях пятой телесной,  соматической сфере жизни общества,  раскрываю-щей сущность неинфекционных соматических заболеваний, истоков их по-явлений и как с ними бороться.  Общеизвестные четыре сферы: экономи-ческая,  политическая, социальная и духовная не охватывают всех сто-рон жизни общества, особенно его здоровья. 
Существующее содержание  пропаганды  знаний  не  достигает цели, вследствие многих причин,  в том числе и потому,  что новым  знаниям мешают ошибочные представления, от которых надлежит освободиться. 

 

20. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ ЗДРАВОСОЗИДАНИЯ Когда заходит  речь о новых программах,  как правило поднимается вопрос о их финансировании, а отсутствие его служит оправданием отк-лонения и невыполнения программ. 
Данной программе тоже не помешает  государственное  финансирова-ние,  но она отличается от многих программ тем, что является не зат-ратной, а прибыльной. 
Например, один  лишь  перевод  школ  на 5-дневную учебную неделю приведет кроме укрепления здоровья к уменьшению количества  бюллете-ней,  к экономии в энергетике,  отоплении, освещении, водоснабжении, транспорте, связи и т.д. с многомиллиардной прибылью, которая должна поступить не только в бюджет государству,  но и ученым-исполнителям. добившимся ее получения. Это в наше время чрезвычайно важно ибо отк-рывает путь ученых в экономику. 
 

 

21. РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ   ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: 
- утверждает Программу "Здравосозидания" и содействует ее выпол-нению; 
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: 
- создает  и  обеспечивает деятельность Межведомственного Центра по здравосозиданию; 
- содействует  исполнению принятых Закона и Программы по созида-нию здоровья населения Республики Беларусь.     ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: 
- рассматривает и принимает для реализации Закон  "О созидании 

здоровья населения Республики Беларусь"; 
- осуществляет контроль ч содействие его выполнению. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: 
- оказывает практическую помощь в  реализации  Програ);!мы  подве-домственными организациями; 
- создает условия для работы Центра по здравосозиданию,  контро-лирует его деятельность. 
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЭДРАВОСОЗИДАНИЮ: 
-действует на основе  его структуры ч Положения,  утвержденного Президентом Республики Беларусь; 
- обеспечивает  выполнение программы здравосозидания и отчитыва-ется перед вышестоящими государственными органами о  своей  деятель-ности. 
 
 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 
1. Можно надеяться,  что при реалиэации данной программы сначала будет приостановлен рост заболеваний, который затем начнет снижаться с укреплением здоровья населения п Республике Беларусь. 
2. Программой будет осуществлен курс на ликвидацию ряда источни-ков неинфекционных заболеваний,  на созидание здоровья и гармоничное развитие молодого поколения, как залог здоровья всех последующих по-колений. 
3. Контрольными  показателями  эффективности  реализации  данной пpогpaммы будут служить индекс здоровья населения (IZ), рождаемость, смертность,  состояние  кадровых  резервов  по данным госстатистики, Минздрава, Минобороны и др. 
4. Реализация  программы  эдравосоэидания позволит перевести об-щество из критического n новое,  развивающееся  состояние  с  ростом кадровых резервов,  создающих длл него новые материальные и духовные ценности и высокое экономическое благосостояние. 

 


 
 

http://vshumilov.narod.ru
    email: vshumilov@narod.ru
Hosted by uCoz