|
| Главная
| Новости | Предисловие | Авторская концепция
| Научно-медицинское описание |
| Заключение | Документы | Литература | Ссылки | Получить стр. для печати | |
Проект
"УТВЕРЖДАЮ"
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
А.Г.ЛУКАШЕНКО
"____" _____________ 1995г.
1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Причин возникновения такой ситуации много, одна из них состоит в том, что задачи снижения заболеваний и укрепление здоровья населения возлагались только на две отрасли народного хозяйства: медицину, физкультуру и спорт. Но они. при всем желании, не могут решить возлагаемые на них за-дачи потому, что растущий конвейер до 90% больных и лишь 10% здоро-вых поставляют стране многие учреждения министерств и ведомств, ро-дители и человек, не знающие как быть здоровым. При этом все они стоят в стороне от борьбы за здоровье и, порождая больных не несут за это никакой ответственности, что приведено на прилагаемой схеме 2. Однако государство может и должно перевести общество из крити-ческого в качественно новое состояние здорового общества, если на помощь здравоохранению и физкультуре привлечет программу здравосоэи-дания с практической реализацией в жизнь всех содержащихся в ней ме-роприятий. Выявление и ликвидация источников наиболее массовых, главным об- разом, сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний стало возможным благодаря открытию ранее неизвестных сторон жизнедеятель-ности организма человека. Было обнаружено, что существующее до сих пор мнение, якобы одного сердца достаточно для обеспечения кровос-набжением всего организма - это величайшее заблуждение кардиологичес-кой науки и всего человечества. Экспериментальными исследованиями доказано, что одного сердца, как насоса, недостаточно для обеспече-ния кровоснабжения организма человека. Установлено, что у человека, центральному сердцу помогают более 1000 периферических насосов, ка-ковыми являются скелетные мышцы человека. Кроме крови, они обеспечи-вают также движение лимфы. Таким образом, на основе открытия и изучения под руководством академика трех международных академий, члена-корреспондента Академии Наук Беларуси Н.И.Аринчина мощной вспомогательной системы кровооб-ращения, заключенной в мышцах, стало возможным обнаружить главнейший источник заболеваний сердечно-сосудистой системы - недоразвитие при неправильном воспитании у человека с детства многочисленных кровяных и лимфатических мышечных сердец. Л если они становятся плохими по-мощниками. то сердце ускоренно изнашивается и заболевает. Отсюда бе-рет начало грозный рост болезней сердца и сосудов, а вместе с ними и других заболеваний человека, но теперь стало известным как с ними бороться. а) Овладения каждым человеком аутогомокибернетикой (Autos -лат.- caм, Kubernetike -греч.- управление) - произвольным управлением своей жизнедеятельностью, здоровьем, долголетием и творческой дея-тельностью; б) использования гетерогомокибернетики (Geteros -лат.- другой) с целью управления созиданием здоровья, долголетия и творческой дея-тельности всего населения со стороны родителей, воспитателей, педа-гогов, руководителей учреждений, предприятий, министерств, ведомств и Правительства. Органами практической реализации здравосозидания являются: Со стороны государства - создание межведомственного консульта-тивного Центра Здравосозидания. Со стороны научного, фундаментального обеспечения - Академия на-ук Беларуси и создаваемый в ней Институт зравосоэидаиия. Со стороны общественности - создание Общества или Ассоциации здравосозидания Беларуси, а также соответствующих клубов здравосоэи-дательной ориентации по возрастам, профессиям и интересам. 6. ЗДРАВОСОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА И ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ.По данным ВОЗ здоровье зависит от здравоохранения на 8.5%, от генетики - 20%, от внешней среды - 20%, а от образа жизни - 50%. На основании этого в программе здравосозидания закладываются перспективы достижения здоровья каждого человека и всего населения Беларуси благодаря созданию и реализации эдравосоэидательного образа жизни. Существующий общеизвестный термин "Здоровый образ жизни" - лич-ный. Он включает: не курить, не пить, не употреблять наркотики, за-ниматься физкультурой, соблюдать режим питания,работы, отдыха, быть вежливым и т.д.
Однако он не снижает заболеваемость, не укрепляет здоровье чело-века
и населения не спасает его от гибели потому, что этот
обрая жизни недостаточен. Си не ликвидирует источников
заболеваний ч не
В настоящее время на первом месте - кормление п зачастую непра-вильное. При закаливании детей к холоду купанием в реке, озере и воздушны-ми ваннами, ч т.д. трудно избежать переохлаждения у детей с появле-нием простудных заболеваний, которые еще Солее опасны осложнениями. Целесообразно детям ч какому человеку ежедневно, после пробуж-дения, сделать комплект упражнений гомокибернетики, затем облиться холодной водой по П.К.Иванову, оно кратковременное и никогда не при-водит к переохлаждению, но закаливает организм к холоду, повышает его устойчивость к простудным заболеваниям. Необходимо совершенствование здравосозидательного режима воспи-тания детей в садах и яслях.
В процессе обучения к 40% больных детей, проступающих в школу от родителей и дошкольных учреждений, а школе с 1 по 10 класс к ним до-бавляются еще 40% больных учащихся, и среднюю школу оканчивают 80% выпускников больными, школа является наиглавнейшим источником осо-бенно сердечно-сосудистих заболеваний и пограничных-нервнопсихичес-ких расстройств. Это объясняется тем, что Министерство образования и науки, от-ветственное только эа образование школьников, оставалось в стороне от борьбы эа их здоровье. Не осуществляло контроля за родителям, ко-торые приводят детей в 1-й класс школы 40% уже бальными вследствие неправильного их воспитания. Дети занимаются в школах (а это для них тяжелая работа) в субботу, тогда как их родители отдыхают. Наш девиз "Все лучшее детям" не выполняется с отрицательными последствиями для их здоровья. При шестидневной учебной неделе в некоторых школах в субботу учащимся даются домашние задания на понедельник, что лишает их права отдыхать в воскресенье, ведет к переутомлению, заболеваниям. Министерство уже отменило оценку знаний в первом классе школы, которая нередко является случайной, не прогнозирующей будущий статус личности учащегося, а является травмирующей его, класс и родителей, но не распространяет это на другие классы. С 1 по 4 классы школ проводятся уроки физкультуры по программе развития у них спортивных качеств силы, скорости и выносливости ске-летных мышц, к чему организм детей б-10-летнего возраста не готов. Эти уроки не допустимы, губят здоровье детей и подлежат замене. В классах с 4 по 11 уроки фиэкультуры проводятся на низком уров-не, не интересно, их мало и они не приносят пользы и здоровья учащимся. Министерством образования и школами, не отвечающими эа здоровье детей, весь бюджет времени отдан преподаванию предметов, а здоровью - физической культуре всего лишь дна часа н неделю, которых крайне недостаточно. Но большое количество ежедневных часов по предметам, особенно одному и тому же угнетает учащихся, ведет к переутомлению, нервным и психическим заболеваниям с потереЙ интереса к школе. Поэ-тому весь педагогический процесс нуждается в совершенствовании. Правительство Москвы в марте l995 года приняло программу "Сто личное образование" и для Республики Беларусь давно назрел переход от существующего, готовящего исполнителя к новому педагогическому процессу, формирующему творцов, преобразователей, созидателей. Но это длительный процесс, а в настоящее время возможны к осуществлению реально выполнимые мероприятия, направленные на преобразование школы из источника заболеваний в храм здоровья и знаний.
Вышеприведенные в программе мероприятия являются выполнимыми, но они
не решают проблемы воспитания здорового гармонично развитого мо-лодого
поколения, потому что. источники его заболевании в настоящее время
лишь усугубляются критическими экологическими условиями, а по существу
имеют свои истоки с начала нашего века.
Обеспечить воспитание здорового поколения здравоохранение и физ-культура не могут потому, что здравоохранение перегружено больными, а физкультура оказалась не "кузницей" здоровья, а предспортом, на-чальным вариантом его, ибо и предмет, и методы исследований она за-имствовала у спорта. Спорт "молодеет", создаются не только молодеж-ные, но и детские спортивные заведения, детско-юношеские спортивные школы и т.д., а физкультурных школ нет. Об этом свидетельствуют, например, программы уроков физкультуры для 1-4-х классов школы, которые созданы на основе тренировки спор-тивных качеств силы, скорости и выносливости скелетных мышц, к чему организм детей не готов и такие уроки не приносят пользы, о чем при-ведено в пункте 9.6. данной программы. Но несмотря на массовость физической культуры, сдачи норм ГТО, вручение значков этого движения и государственное финансирование, она за длительный период своего существования не обеспечила решение проблем здорового человека. Заболеваемость растет. Не случайно даже термин "физическая культура" отсутствует в За-коне "Основы законодательства о культуре Белорусской ССР" (1990г.). О ней ни слова не сказано и в дискуссии "О культуре" о участием мно-гих ученых (Литературная газета, N 8, 1989г.). Созидание здоровья человека с рождения чрезвычайно важная, слож-ная ч труднейшая задача и в этом аспекте в физкультуре неясностей больше, чем в любой другой области научного знания, в силу чего она ч не заняла своего места ни в культуре, ни в физике. Термин "культура" в данном случае физическая, призванная укреп-лять здоровье, нельзя считать удачным ибо в мире сформировалось 7 основных культур: западная, индуистская, славяно-православная, лати-ноамериканская, конфуцианская, японская и африканская и спрашивается к какой иэ этих культур относится физическая? Культура всегда была ареной классовых битв сражающихся партий. Она имеет социальный характер и всегда носила этнические, националь-ные и др. черты. Тартаковский М.С. в 1990г. писал: "Внешне представители не толь-ко рас, но и наций различаются достаточно легко, но хирург, делая полостную операцию, не мог бы различить, кто перед ним - китаец, готтентот или ирландец, если пациент, как это бывает, прикрыт прос-тыней". Телесная сфера едина для всех рас и национальностей, независимо от семи главнейших культур и не они лежат в основе борьбы за здо-ровье. Поэтому, на полном основании бывший институт физической куль-туры и сперта переименован в Академию физического воспитания и спор-та. Термин "культуры" - отпал. Не подходит и термин "физическая". Физика - важнейшая наука о природе, изучающая механику, свет, теплоту, движение жидкостей и газов, электричество, молекулы, атомы и т.д. Какая из этих физических проблем имеется в виду в термине "физи-ческая" культура? Вероятнее всего механика в виде биомеханики, но и здесь нет от-вета для объяснения фактов: если человек удерживает груз, то он не работает т.к. по закону механики, нет поднятия груза - нет и работы, на для него это весьма тяжелая работа. Биомеханика, физкультура рекомендуют бег, но не дают объяснении, почему один бежит от инфаркта, а другой - к инфаркту и т.д. За многие десятилетия физкультура вовлекла в свою деятельность огромную армию работников, приверженцев ее, но она не достигла сни-жения заболеваемости и укрепления здоровья, особенно подрастающего поколения. Если под физкультурой понимается укрепление здоровья, то ничто не будет рациональнее, как именовать ее здравосозиданием, ибо именно оно раскрывает возможность снизить заболеваемость, укрепить эдо-ровье. особенно молодежи и ежегодно готовить растущие кадровые ре-зервы для спорта.
фекционными, пришедшими на смену инфекционным. главным образом сер-дечно-сосудистой системы, неудержимый рост которых перегрузил здра-воохранение. Н борьбе с ними, вслед за микробиологией и вирусологией, прихо-дит на помощь здравоохранению физиология, раскрывающая источники не-инфекционных заболеваний, которые берут свое начало в неправильном образе жизни, за который несут ответственность все, начиная от мно-гих министерств и ведомств вплоть до семей и каждого человека в от-дельности. В настоящее время основным направлением деятельности системы здравоохранения в стране является лечение заболевания, но не его профилактика. Первая реформа здравоохранения осуществлена в структурно-органи-зационном плане во Франции в 1822 г. которой все разрозненные виды медицинской помещу населению были объединены и подчинены государс-твенному управленческому аппарату. Эту французскую реформу быстро, в течении 5-8 лет повторили в Англии, Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии и других странах. К настоящему времени а странах мира сформировалось три системы здравоохранения: - государственная (бюджетная) в Англии, Италии, Дании, Ирландии, в т.ч. ч п Республике Беларусь; - платная; - страховая. Мнение о том, что реформирование здравоохранения в Республике Беларусь действительно назрело содержится во многих публикациях га-зеты "Медицинский вестник" ("По какому путч идем?", "Не остаться на распутье" и др.). Предпринимавшиеся попытки сделать советское здра-воохранение профилактическим, привлечь его на путь диспансеризации не увенчались успехом. В реальных экономических условиях существую-шая бюджетная система здравоохранения н Республике Беларусь, требую-щая большого финансирования, должна быть заменена другой. Программен здравосозидания предусматривается в Республике Бела-русь создание многопрофильной системы здравоохранения, включающей бюджетную, страховую н платную медицину. Многопрофильное здравоохра-нение будет финансироваться из разных источников и должно быть ук-реплено а), созданием Академии медицинских наук Беларуси, б), допол-нением Закона "О здравоохранении" Законом "О эдравосоэидании" в). программой "Здравосозидания", г). Центром "Здравосозидания", д). ка-бинетами здравосозидания, гомокибернетики и т.д. Это дает основание надеяться, что данная реформа станет второй, вслед за первой фран-цузской реформой, осуществленной ч 1822г. и будет отличаться от нее существенной научной и структурно-организационной новизной. Минис-терство здравоохранении является единственным учреждением, ответс-твенным за здоровье населения в Республике Беларусь. Его деятель-ность предначертана одним, весьма важным ведомственным Законом "О здравоохранении", но этого недостаточно. В Республике Беларусь соз-дано много Академий наук, но до сих пор нет Академии медицинских на-ук Беларуси, а она должна быть в первую очередь. Здравоохранение стоит перед необходимостью преодоления кризиса в кардиологии, которая остановилась перед неподвластными ей заболева-ниями сердечно-сосудистой системы. Кардиология и все человечество пребывает я недопустимо'.' заблуждении, что одного сердца достаточно и предметом исследований кардиологии стало только одно сердце. Здравоохранением взят курс в основном на фармакотерапию, требую-щую большого финансирования на приобретение лекарств с потерей валю-ты за рубежом, поддержкой там фармзаводов вместо строительства их в РБ с расширением вакансий рабочих мест. В медицине и здравоохранении РБ оставались не выясненными источ-ники заболеваний сердечно-сосудистой системы, а представления о них как "болезнях цивилизации", болезнях "научно-технического прогресса" и т д. имеют относительное значение не способствующее их ликвидации. Дебатирующийся вопрос о необходимости введения семейного врача до сих пор не находит своего разрешения.
Приведенные выше данные принадлежат МО Российской федерации, но они присущи и МО Республики Беларусь. Распорядок дня призывников, да и многих военнослужащих начинает-ся после подъема с утреннего бега. Утренний бег не полезен, а даже опасен и он подлежит отмене. Демобилизованные лица не получают навы-ков здравосоэидательного образа жизни. Родители и сами призывники надеятся, что в армии они поправятся, закалятся, но попадают в новые для них и трудные для самой армии ус-ловия, не связанные с поенными действиями, а обусловленные непра-вильной физической подготовкой, которую легко заменить. Все это касается и Министерства внутренних дел, милиции, Комите-та государственной безопасности и других, аналогичных министерств и ведомств.
пожилых лиц используются н оснокном традиционные программы реабили-тации. В рамках программы по здрзвосоэиданню Министерство социальной защиты могло бы содействовать внедрению наряду с медицинской и соци-альной реабилитацией здразосозндзтельного образа жизни в домах-ин-тернатах для детей, а также инвалидов и пожилых людей.
К большому сожалению, новейшие достижения науки остались в сто-роне от органов печати, о них не знают широкие слои населения и не используют их в жизнь.
15. УЧАСТИЕ ПРОФСОЮЗОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗДРАВОСОЗИДАНИЯС принятием программы здразосозиданил, как государственной, по отношению к профсоюзам повышается их ответственность за ликвидацию источников заболеваний на производствах и в оздоровительных, профи-лактических и санаторно-курортных учреждениях. Предприятия нуждаются в мероприятиях по улучшению условий труда, снижению травматизма и в борьбе с источниками ряда неинфекционных заболевании. В санаториях, домах отдыха, профилакториях с дневными, суточными и пролонгированными стационарами продолжают существовать устаревшие распорядки и режимы дня. Профсоюзы еще не поставили в основу своей деятельности добиться снижения заболеваний и укрепления здоровья населения.
В связи с этим в РБ созданы санпросветкабинеты, Дома и Центры здоровья и т.д., но они не достигают снижения заболеваемости и ук-репления здоровья населения потому, что не тлеют эффективных прог-рамм. Существующие в РБ Дома и Центры здоровья устарели ч не могут ре-шать поставленных перед ними задач. Большую работу проводят создан-ные энтузиастами общественные клубы самаоздоровления, которые нахо-дятся в трудных условиях и нуждаются в помощи.
Б Республике Беларусь много научных учреждений различного профи-ля, солидная армия ученых, способных на большие свершения, но они находятся в стороне от проблемы здравосозидания.
Знания о эдравосозидании основываются на фундаментальных концеп-циях пятой телесной, соматической сфере жизни общества, раскрываю-щей сущность неинфекционных соматических заболеваний, истоков их по-явлений и как с ними бороться. Общеизвестные четыре сферы: экономи-ческая, политическая, социальная и духовная не охватывают всех сто-рон жизни общества, особенно его здоровья. Существующее содержание пропаганды знаний не достигает цели, вследствие многих причин, в том числе и потому, что новым знаниям мешают ошибочные представления, от которых надлежит освободиться.
Данной программе тоже не помешает государственное финансирова-ние, но она отличается от многих программ тем, что является не зат-ратной, а прибыльной. Например, один лишь перевод школ на 5-дневную учебную неделю приведет кроме укрепления здоровья к уменьшению количества бюллете-ней, к экономии в энергетике, отоплении, освещении, водоснабжении, транспорте, связи и т.д. с многомиллиардной прибылью, которая должна поступить не только в бюджет государству, но и ученым-исполнителям. добившимся ее получения. Это в наше время чрезвычайно важно ибо отк-рывает путь ученых в экономику.
- утверждает Программу "Здравосозидания" и содействует ее выпол-нению; АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: - создает и обеспечивает деятельность Межведомственного Центра по здравосозиданию; - содействует исполнению принятых Закона и Программы по созида-нию здоровья населения Республики Беларусь. ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: - рассматривает и принимает для реализации Закон "О созидании здоровья населения Республики Беларусь";
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
|