XV. Церковь и светские
средства массовой информации
XV.1. Средства массовой информации играют в современном
мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов,
призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о
происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При
этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя
должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на
заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает
в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением
зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды
и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная
эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях.
СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность
за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители
средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.
XV.2. Просветительная, учительная и общественно-миротворческая
миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой
информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества.
Святой апостол Петр призывает христиан: "Будьте всегда готовы всякому,
требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением"
(1 Пет. 3. 15). Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным
вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления
пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса
светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской
культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и
осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере
и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного
Священноначалия с тем или иным органом информации. Православные миряне
могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности
они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных
идеалов. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих
душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности
к Православной Церкви.
В рамках каждого из видов СМИ (печатных, радиоэлектронных,
компьютерных), которые имеют свою специфику, Церковь - как через официальные
учреждения, так и через частные инициативы священнослужителей и мирян
- располагает собственными информационными средствами, имеющими благословение
Священноначалия. Одновременно Церковь через свои учреждения и уполномоченных
лиц взаимодействует со светскими СМИ. Такое взаимодействие осуществляется
как путем создания в светских СМИ особых форм церковного присутствия (специальные
приложения к газетам и журналам, специальные полосы, серии теле- и радиопрограмм,
рубрики), так и вне такового (отдельные статьи, радио- и телесюжеты, интервью,
участие в различных формах публичных диалогов и дискуссий, консультативная
помощь журналистам, распространение среди них специально подготовленной
информации, предоставление материалов справочного характера и возможностей
получения аудио- и видеоматериалов [съемка, запись, репродуцирование]).
Взаимодействие Церкви и светских средств массовой информации
предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставляемая журналисту
и передаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнения священнослужителей
или иных представителей Церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать
ее учению и позиции по общественным вопросам. В случае выражения сугубо
частного мнения об этом должно быть заявлено недвусмысленно – как самим
лицом, выступающим в СМИ, так и лицами, ответственными за донесение такого
мнения до аудитории. Взаимодействие священнослужителей и церковных учреждений
со светскими СМИ должно происходить под водительством церковного Священноначалия
– при освещении общецерковной деятельности - и епархиальных властей –
при взаимодействии со СМИ на региональном уровне, что прежде всего связано
с освещением жизни епархии.
XV.3. В ходе взаимоотношений Церкви и светских средств
массовой информации могут возникать осложнения и даже серьезные конфликты.
Проблемы, в частности, бывают порождены неточной или искаженной информацией
о церковной жизни, помещением ее в ненадлежащий контекст, смешением личной
позиции автора или цитируемого лица с общецерковной позицией. Взаимоотношения
Церкви и светских СМИ подчас также омрачаются по вине самих священнослужителей
и мирян, например, в случаях неоправданного отказа журналистам в доступе
к информации, болезненной реакции на правильную и корректную критику.
Подобные вопросы должны разрешаться в духе мирного диалога с целью устранения
недоумений и продолжения сотрудничества.
В то же время возникают и более глубокие, принципиальные
конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления
имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного
искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и
ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная
власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный
(по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем
предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры,
предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим
СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться
к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим
прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными
христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально
зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом.
|