XVI. Международные отношения.
Проблемы глобализации и секуляризма
XVI.1. Народы и государства вступают друг с другом
в экономические, политические, военные и иные отношения. В результате
государства возникают и исчезают, меняют свои границы, объединяются или
разделяются; они также создают или упраздняют различные союзы. В Священном
Писании содержатся многочисленные исторические свидетельства о построении
международных отношений.
Один из первых примеров межплеменного договора, заключенного
между хозяином земли – Авимелехом – и пришельцем – Авраамом – описывается
в Книге Бытия: "Авимелех… сказал Аврааму:.. поклянись мне здесь Богом,
что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо
поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой
ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь… И они оба заключили союз" (Быт.
21. 22-24,27). Договоры снижали опасность войн и столкновений (Быт. 26.
26-31; Иис. 9. 3-27). Подчас переговоры и демонстрация доброй воли предотвращали
кровопролитие (1 Цар. 25. 18-35; 2 Цар. 21. 15-22). Договорами заканчивались
войны (3 Цар. 20. 26-34). Библия упоминает о военных союзах (Быт. 14.
13; Суд. 3. 12-13; 3 Цар. 22. 2-29; Иер. 37. 5-7). Подчас военная помощь
приобреталась за деньги и другие материальные ценности (4 Цар. 16. 7-9;
3 Цар. 15. 17-20). Соглашение между Соломоном и Хирамом носило характер
экономического союза: "Вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я
буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь,
что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне…
И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз"
(3 Цар. 5. 6,12). Путем переговоров через послов обсуждались такие вопросы,
как возможность прохождения вооруженных людей через чужие земли (Числ.
20. 14-17; 21. 21-22), территориальные споры (Суд. 11. 12-28). Договоры
могли включать передачу территорий одним народом другому (3 Цар. 9. 10-12;
3 Цар. 20. 34).
Содержатся в Библии и описания дипломатических хитростей,
связанных с необходимостью защиты от могущественного противника (Иис.
9. 3-27; 2 Цар. 15. 32-37; 16. 16-19; 17. 1-16). Иногда мир покупался
(4 Цар. 12. 18) или оплачивался данью. Бесспорно, одним из средств разрешения
споров и конфликтов были войны, упоминаниями о которых изобилуют книги
Ветхого Завета. Впрочем, в Священном Писании есть примеры переговоров,
нацеленных на избежание войны незадолго до ее начала (4 Цар. 14. 9-10).
Практика достижения соглашений во времена Ветхого Завета была основана
на религиозно-нравственных принципах. Так, даже договор с гаваонитами,
заключенный вследствие обмана со стороны последних, был признан действительным
по причине его священной формулы: "Мы клялись им Господом, Богом Израилевым,
и потому не можем коснуться их" (Иис. 9. 19). Библия содержит запрет на
заключение союза с порочными языческими племенами (Исх. 34. 15). Впрочем,
древние иудеи отступали от этой заповеди. Различные договоры и союзы также
часто нарушались.
Христианский идеал поведения народа и правительства
в сфере международных отношений заключается в "золотом правиле": "Во всем,
как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"
(Мф. 7. 12). Употребляя этот принцип не только в личной, но и в общественной
жизни, православные христиане должны помнить, что "не в силе Бог, а в
правде". Вместе с тем, если кто-либо действует вопреки справедливости,
то восстановление ее нередко требует ограничительных и даже силовых действий
по отношению к другим государствам и народам. Известно, что в силу искаженности
грехом человеческой природы нации и государства практически неизбежно
имеют расходящиеся интересы, связанные, в частности, со стремлением к
обладанию землей, политическому и военному доминированию, получению максимальной
прибыли от производства и торговли. Возникающая по этой причине необходимость
защиты соплеменников налагает некоторые ограничения на готовность личности
поступиться собственными интересами ради блага другого народа. Тем не
менее православные христиане и их сообщества призваны стремиться к созиданию
таких международных отношений, которые служили бы максимальному благу
и удовлетворению законных интересов собственного народа, сопредельных
наций и всей общечеловеческой семьи.
Взаимоотношения между народами и государствами должны быть
устремлены к миру, взаимопомощи и сотрудничеству. Апостол Павел заповедует
христианам: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми"
(Рим. 12. 18). Святитель Московский Филарет в слове на заключение мира
в 1856 году говорит: "Вспомним закон, исполним волю Божественного Начальника
мира – не помнить зла, прощать оскорбления, быть мирными даже ”с ненавидящими
мир” (Пс. 119. 6), кольми паче с предлагающими прекращение вражды и простирающими
руку мирную". При всем понимании неизбежности международных споров и противоречий
в падшем мире, Церковь призывает власть имущих разрешать любые конфликты
путем поиска взаимоприемлемых решений. Она становится на сторону жертв
агрессии, а также нелегитимного и нравственно неоправданного политического
давления извне. Использование военной силы воспринимается Церковью как
крайнее средство защиты от вооруженной агрессии со стороны других государств.
Такая защита в порядке помощи может быть осуществлена и государством,
не являющимся непосредственным объектом нападения, по просьбе последнего.
Свои отношения с внешним миром государства основывают на
принципах суверенитета и территориальной целостности. Эти принципы
рассматриваются Церковью как базовые для защиты народом его законных интересов
и являющиеся краеугольным камнем межгосударственных договоров, а значит,
всего международного права. В то же время для христианского сознания очевидно,
что любые человеческие установления, в том числе суверенная власть государства,
относительны пред лицом Божия всемогущества. История показывает непостоянность
бытия, границ и форм государств, создаваемых как на территориально-этнической
основе, так и в силу экономических, политических, военных и иных подобных
причин. Не отрицая исторического значения моноэтнического государства,
Православная Церковь одновременно приветствует добровольное объединение
народов в единый организм и создание государств многонациональных, если
в них не нарушаются права какого-либо из народов. Вместе с тем нельзя
не признать существования в современном мире известного противоречия
между общепризнанными принципами суверенитета и территориальной целостности
государства, с одной стороны, и стремлением народа или его части к государственной
самостоятельности, с другой. Проистекающие отсюда споры и конфликты должны
решаться мирным путем, на основе диалога, при максимально возможном согласии
сторон. Помня о том, что единство есть благо, а разобщенность – зло, Церковь
приветствует тенденции к объединению стран и народов, особенно имеющих
историческую и культурную общность, при условии, что эти объединения не
направлены против третьей стороны. Церковь скорбит, когда в связи с разделением
полиэтнических государств разрушается историческая общность людей, попираются
их права и в жизнь многих приходят страдания. Разделение многонациональных
государств может считаться оправданным лишь в том случае, если один из
народов находится в явно угнетенном положении или если воля большинства
жителей страны определенно не направлена на сохранение единства.
Недавняя история показала, что разделение
ряда государств Евразии породило искусственный разрыв народов, семей и
деловых сообществ, привело к практике насильственного перемещения и вытеснения
различных этнических, религиозных и социальных групп, что сопровождалось
утратой народами их святынь. Попытка создать на обломках союзов мононациональные
государства стала основной причиной кровопролитных межэтнических конфликтов,
потрясших Восточную Европу.
Имея в виду вышесказанное, необходимо признать полезность
создания межгосударственных союзов, имеющих целью объединение усилий
в политической и экономической областях, а также совместную защиту от
внешней угрозы и помощь жертвам агрессии. В межгосударственном экономическом
и торговом сотрудничестве должны быть применяемы те же нравственные правила,
что и вообще в хозяйственно-предпринимательской деятельности человека.
Взаимодействие народов и государств в данной сфере необходимо основывать
на честности, справедливости, стремлении к достижению приемлемых результатов
совместного труда всеми его участниками (см. XVI.3). Приветствуется международное
сотрудничество в культурной, научной, просветительской, информационной
областях, если оно устрояется на равноправной и взаимоуважительной основе,
направлено на обогащение каждого из вовлеченных в него народов опытом,
знаниями и плодами творческих достижений.
XVI.2. В течение ХХ века многосторонние межгосударственные
соглашения привели к созданию разветвленной системы международного права,
обязательного для исполнения в странах, подписавших соответствующие договоренности.
Государствами были также образованы международные организации, решения
которых обязательны для стран-участниц. Некоторым из этих организаций
правительствами передается ряд полномочий, которые касаются экономической,
политической и военной деятельности и в значительной степени затрагивают
не только международные отношения, но и внутреннюю жизнь народов. Реальностью
становится феномен правовой и политической регионализации и глобализации.
С одной стороны, такое развитие межгосударственных отношений
способствует активизации торгового, производственного, военного, политического
и иного сотрудничества, необходимость которого диктуется естественным
усилением международных связей и потребностью в совместном ответе на глобальные
вызовы современности. В истории Православия есть примеры положительного
воздействия Церкви на развитие региональных межгосударственных связей.
Международные организации способствуют разрешению различных споров и конфликтов.
С другой стороны, нельзя недооценивать опасности расхождений между волей
народов и решениями международных организаций. Эти организации могут становиться
средствами несправедливого доминирования стран сильных над слабыми, богатых
над бедными, технологически и информационно развитых над остальными, практиковать
двойные стандарты в области применения международного права в интересах
наиболее влиятельных государств.
Все это побуждает Православную Церковь подходить к процессу
правовой и политической интернационализации с критической осторожностью,
призывая власть имущих как на национальном, так и на международном уровне
к сугубой ответственности. Любые решения, связанные с заключением судьбоносных
международных договоров, а также с определением позиции стран в рамках
деятельности международных организаций, должны приниматься лишь в согласии
с волей народа, основанной на полной и объективной информации о сути и
последствиях планируемых решений. При проведении политики, связанной с
принятием обязывающих международных соглашений и действиями международных
организаций, правительства должны отстаивать духовную, культурную и иную
самобытность стран и народов, законные интересы государств. В рамках самих
международных организаций необходимо обеспечить равенство суверенных государств
в доступе к механизмам принятия решений и в праве решающего голоса, в
том числе при определении базовых международных стандартов. Конфликтные
ситуации и споры надлежит разрешать только при участии и согласии всех
сторон, жизненные интересы которых затрагиваются в каждом конкретном случае.
Принятие обязывающих решений без согласия государства, на которое эти
решения оказывают прямое влияние, представляется возможным лишь в случае
агрессии или массового человекоубийства внутри страны.
Памятуя о необходимости духовно-нравственного влияния на
действия политических лидеров, соработничества с ними, печалования о нуждах
народа и отдельных людей, Церковь вступает в диалог и взаимодействие с
международными организациями. В рамках этого процесса она неизменно свидетельствует
свою убежденность в абсолютном значении веры и духовного делания для человеческих
трудов, решений и установлений.
XVI.3. Глобализация имеет не только политико-правовое,
но также экономическое и культурно-информационное измерения. В экономике
она связана с возникновением транснациональных корпораций, где сосредоточены
значительные материальные и финансовые ресурсы и где трудится огромное
количество граждан разных стран. Лица, стоящие во главе международных
экономических и финансовых структур, сосредоточивают в своих руках огромную
власть, не подконтрольную народам и даже правительствам и не признающую
никаких пределов – будь то государственные границы, этническо-культурная
идентичность или необходимость сохранения экологической и демографической
устойчивости. Подчас они не желают считаться с традициями и религиозными
устоями народов, вовлекаемых в осуществление их планов. Церковь не может
не беспокоить и практика финансовых спекуляций, стирающая зависимость
доходов от затраченного труда. Одной из форм этих спекуляций являются
финансовые "пирамиды", крушение которых вызывает широкомасштабные потрясения.
В целом подобные изменения в экономике приводят к утрате приоритета труда
и человека над капиталом и средствами производства.
В культурно-информационной сфере глобализация обусловлена
развитием технологий, облегчающих перемещение людей и предметов, распространение
и получение информации. Общества, прежде разделенные расстояниями и границами,
а потому по большей части однородные, сегодня с легкостью соприкасаются
и становятся поликультурными. Однако анный процесс сопровождается попыткой
установления господства богатой элиты над остальными людьми, одних культур
и мировоззрений над другими, что особенно нетерпимо в религиозной сфере.
В итоге наблюдается стремление представить в качестве единственно возможной
универсальную бездуховную культуру, основанную на понимании свободы падшего
человека, не ограничивающего себя ни в чем, как абсолютной ценности и
мерила истины. Такое развитие глобализации многими в христианском мире
сопоставляется с построением Вавилонской башни.
Признавая неизбежность и естественность процессов глобализации,
во многом способствующих общению людей, распространению информации, эффективной
производственно-предпринимательской деятельности, Церковь в то же время
обращает внимание на внутреннюю противоречивость этих процессов и связанные
с ними опасности. Во-первых, глобализация, наряду с изменением привычных
способов организации хозяйственных процессов, начинает менять традиционные
способы организации общества и осуществления власти. Во-вторых, многие
положительные плоды глобализации доступны лишь нациям, составляющим меньшую
часть человечества, но имеющим похожие экономические и политические системы.
Другие же народы, к которым принадлежит пять шестых населения планеты,
оказываются выброшенными на обочину мировой цивилизации. Они попадают
в долговую зависимость от финансистов немногих промышленно развитых стран
и не могут создать достойные условия существования. Среди их населения
растут недовольство и разочарование.
Церковь ставит вопрос о всестороннем контроле за транснациональными
корпорациями и за процессами, происходящими в финансовом секторе экономики.
Такой контроль, целью которого должно стать подчинение любой предпринимательской
и финансовой деятельности интересам человека и народа, должен осуществляться
через использование всех механизмов, доступных обществу и государству.
Духовной и культурной экспансии, чреватой тотальной
унификацией, необходимо противопоставить совместные усилия Церкви, государственных
структур, гражданского общества и международных организаций ради утверждения
в мире подлинно равноправного взаимообразного культурного и информационного
обмена, соединенного с защитой самобытности наций и других человеческих
сообществ. Одним из способов достижения этого может стать обеспечение
доступа стран и народов к базовым технологическим ресурсам, дающим возможность
глобального распространения и получения информации. Церковь напоминает
о том, что многие национальные культуры имеют христианские корни и последователи
Христовы призваны способствовать укреплению взаимосвязанности веры с культурным
наследием народов, решительно противостоя явлениям антикультуры и коммерциализации
информационно-творческого пространства.
В целом вызов глобализации требует от современного общества
достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной и достойной
жизни для всех людей в сочетании со стремлением к их духовному совершенству.
Помимо сего, необходимо достичь такого мироустройства, которое строилось
бы на началах справедливости и равенства людей перед Богом, исключало
бы подавление их воли национальными или глобальными центрами политического,
экономического и информационного влияния.
XVI.4. Современная международно-правовая система основывается
на приоритете интересов земной жизни человека и человеческих сообществ
перед религиозными ценностями (особенно в случаях, когда первые и
вторые вступают в конфликт). Такой же приоритет закреплен в национальном
законодательстве многих стран. Нередко он заложен в принципах регламентации
различных форм деятельности органов власти, построения государственной
образовательной системы и так далее. Многие влиятельные общественные механизмы
используют этот принцип в открытом противостоянии вере и Церкви, нацеленном
на их вытеснение из общественной жизни. Эти явления создают общую картину
секуляризации жизни государства и общества.
Уважая мировоззренческий выбор нерелигиозных людей и
их право влиять на общественные процессы, Церковь в то же время не может
положительно воспринимать такое устроение миропорядка, при котором в центр
всего ставится помраченная грехом человеческая личность. Именно поэтому,
неизменно сохраняя открытой возможность сотрудничества с людьми нерелигиозных
убеждений, Церковь стремится к утверждению христианских ценностей в
процессе принятия важнейших общественных решений как на национальном,
так и на международном уровне. Она добивается признания легитимности религиозного
мировоззрения как основания для общественно значимых деяний (в том
числе государственных) и как существенного фактора, которые должны влиять
на формирование (изменение) международного права и на деятельность международных
организаций.
________________
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
призваны служить руководством для Синодальных учреждений, епархий, монастырей,
приходов и других канонических церковных учреждений в их взаимоотношениях
с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями,
внецерковными средствами массовой информации. На базе настоящего документа
церковным Священноначалием принимаются определения по различным вопросам,
актуальность которых ограничена рамками отдельных государств или узкого
временного периода, а также достаточно частным предметом рассмотрения.
Документ включается в учебный процесс в духовных школах Московского Патриархата.
По мере изменения государственной и общественной жизни, появления в этой
области новых значимых для Церкви проблем, основы ее социальной концепции
могут развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса утверждаются
Священным Синодом, Поместным или Архиерейским Соборами.
|